Информация о штрих кодах EAN-13 ITF-14 - Регистрация штрих кодов AKOD тел. 8(495)220-13-57

Akod
Перейти к контенту

Главное меню:

Информация о штрих кодах EAN-13 ITF-14

О штрих кодах
История создания штрихового кода
Процесс управления товародвижением как составной частью логистической деятельности требует информационного обеспечения. Для любого предприятия наличие данных о характере продукции, ее происхождении, оперативность получения информации о товаропотоках и правилах их учета жизненно необходимы. Эта проблема всегда стояла перед фирмами и предприятиями. До недавних пор она разрешалась с помощью товарных ярлыков, этикеток и вкладышей.
        В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (посредник, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность выбора и оценки их качества. При этом, в частности, для различных видов расфасованных продовольственных товаров на маркировочных знаках может быть представлена следующая информация:
- на расфасованных в промышленности бакалейных товарах (макаронные изделия, крупа, мука и пр.), как правило, –   наименование товара, его масса, сорт, дата выработки или конечный срок реализации (для импортных товаров);
- на отечественных фасованных кондитерских товарах (печенье, коробки конфет, вафли и др.) – дата изготовления и срок их использования (например, срок хранения 3 месяца);
- на консервированной (в жестяных банках) продукции – номер смены, дата изготовления, ассортиментный номер консервов по системе кодификации (например, кофе с молоком – 79, сгущенное молоко с сахаром – 76 и т.д.).
        Как видим, вся наносимая на упаковку информация содержит лишь потребительские характеристики товаров и не позволяет решить задачи оперативного учета движения продукции. Разрешительные возможности оперативного учета при такой маркировке ограничены субъективными способностями человека, проводящего инвентаризацию, учет, прием и отпуск товара. Одновременно сказывается и технологическое отставание в использовании вычислительной техники, что делает использование ЭВМ в системе товародвижения оперативно неэффективным. Кроме того, возрастает вероятность допущения 5 ошибок, которая по некоторым данным составляет 1:300, в то время как при использовании штрихового кода – только 1:3000000. Но вероятность внесения даже одной ошибки в компьютерную информацию ставит под сомнение всю информацию и сами результаты подсчетов. Исправление ошибки требует значительных затрат и по данным ряда компьютерных фирм США составляет около 240 долл. США.
Решение на первых порах виделось в создании верификационной технологии; (от лат. verus – истинный и facio – делаю, т.е. проверка, сопоставление с наблюдаемым объектом), но это привело к возрастанию затрат на обработку информации, составивших 40% всех издержек на систему. В этих условиях встал вопрос о разработке новой системы идентификации – штрихового кодирования.
С развитием информационных технологий также всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения. Поэтому в последние годы наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, построенных в соответствии с определенными правилами. Иногда к штрихам добавляются цифры. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в логистической системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью ввода символов возрастает в 1,5-2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.
Сейчас во многих странах товары массового спроса снабжены штриховыми кодами, которые идентифицируют каждый товар. Штриховой код становится неотъемлемым элементом маркировки товаров.
В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% товаров. Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного хозяйства.
Рыночные отношения, неуклонное развитие и укрепление которых происходит последние полтора десятилетия в России, определяют необходимость установления новых, дополняющих и развивающих правил коммерческого оборота, внедрения дополнительных защитных элементов в маркировку реализуемых товаров для надлежащей идентификации, удобства хранения и реализации, а также защиты от подделок, контрафакции и установления эффективного контроля со стороны товаропроизводителей, продавцов, их объединений, а также контролирующих и правоохранительных органов государства.
Одним из оптимальных на сегодняшний день способов маркировки товаров, позволяющих соблюсти практически все из перечисленных выше критериев, нашедших весьма широкое применение не только в сфере торговли товарами, но и при предоставлении услуг, например, почтовой связи, по праву является штриховое кодирование.
Штриховое кодирование как элемент общемирового процесса стандартизации широко используется в самых разных областях человеческой деятельности. Штрих-коды стали частью нашей повседневной жизни. В магазинах и супермаркетах едва ли еще найдутся товары, не снабженные штрих-кодом. И эта информационная технология продолжает совершенствоваться.
История создания штрихового кодирования

Существует несколько различных версий создания штрих-кодирования.
       По одной из версий штриховой код был разработан еще в 1932 г., задолго до появления вычислительных машин. Тогда использовать нечто подобное штрих-кодированию в розничной торговле попытался Уоллес Флинт, однако его технология оказалась нерентабельной и востребована тогда не была.
Практическое применение идея штрихового кодирования получила с появлением и широким распространением вычислительной техники. В Великобритании первой отраслью, широко применившей штриховое кодирование, была пищевая промышленность. Там была опробована система штриховых кодов «point of sale». Вслед за пищевиками к использованию штриховых кодов активно подключились книгоиздатели, розничная и оптовая торговля, упаковочное и тарное производство. Это дало заметный положительный эффект. Например, в торговле резко повысилась производительность труда кассиров, снизились расходы на расфасовку и подготовку товаров к продаже, уменьшились затраты на бухгалтерию. По оценкам специалистов, в результате применения этого новшества прибыль предприятий розничной торговли повысилась в пределах 50-200%, а общая экономия одного супермаркета оценивалась в 1% от общей суммы его товарооборота.
По наиболее распространенной версии изобретателем штрихового кодирования является выпускник инженерного факультета Массачусетского технологического института Давид Коллинз. Сразу после окончания в 1950-х годах института Коллинз поступает на Пенсильванскую железную дорогу, где сталкивается с тяжелой, кропотливой и рутинной работой по сортировке вагонов. Их надо было пересчитать, оперативно выяснить номера, справиться по ним в документации, определить, куда каждый вагон должен проследовать. Процедура длительная, негарантирующая безошибочности выполнения. Тогда и пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. До этого железнодорожники рисовали на вагонах определенный код, который содержал информацию о грузе, пункте назначения и т.д. Как часто бывает в истории изобретений, лень становится двигателем прогресса и молодой инженер решает автоматизировать процесс –цифровые номера вагонов (которые применялись на железной дороге с конца XIX в.) освещаются мощными прожекторами и считываются фотоэлементами.
        Чтобы упростить процесс считывания и уменьшить количество ошибок при считывании Коллинз предложил параллельно с цифровым кодом наносить специальную маркировку из последовательности красных и синих полос, вписанных в специальный прямоугольник, длиной в 50 см. Испытания подтвердили: сканирующее устройство способно правильно считывать коды даже при скорости движения вагона около 100 км/ч.
        Однако на этом Коллинз не успокоился. Успех начинания подтолкнул его к дальнейшему совершенствованию системы.
        В 1968 г. он использовал вместо прожекторов, расходовавших много энергии, жестко сфокусированный, узконаправленный
лазерный луч, что позволило существенно сократить энергозатраты. Было качественно изменено и сканирующее устройство, его размеры стали намного меньше, уменьшилась и сама кодовая маркировка. Поэтому многие считают, что систему универсальной маркировки придумали американские железнодорожники.
Дальнейшие работы по оптимизации штрих-кода привели к значительному уменьшению размера маркировки и установки по ее считыванию, что позволило использовать штрих-кодирование для маркировки товаров и т.д. Всего примерно за сорок лет эта технология шагнула так далеко, что сегодня удается считывать код с помощью светового пятна диаметром всего в
четверть миллиметра. Штриховой код позволяет считывать в ПЭВМ информацию о номере товара практически мгновенно и абсолютно точно – не более одной ошибки на 10 млн. считываний.
По другой версии штриховое кодирование впервые применили военные. Ярко выраженная тенденция к усложнению обеспечения армии США стала проявляться в стремительном росте потребности войск в материальных средствах при одновременном расширении их номенклатуры. Достаточно сказать, что в настоящее время, несмотря на серьезные успехи в области стандартизации, унификации и штрихового кодирования, общая номенклатура материальных средств, поступающих на обеспечение армии США, превышает 45 млн наименований. О масштабах системы материально-технического обеспечения (МТО) армии США говорит и тот факт, что в конце 80-х годов ХХ в. в ней работало 560 тыс. человек. Поэтому для оптимизации системы mto армии США была разработана специальная технология штрихового кодирования для маркировки материальных средств, поступающих на снабжение армии.
К сожалению, то, что не представляет труда даже для ребенка, становится практически неразрешимой задачей для компьютерных систем в сфере распознавания, например, узнать человека которого однажды видел или отличить яблоко от груши. Миф о всемогуществе компьютерных систем, созданный средствами массовой информации был развеян, и работы в области систем автоматического распознавания продолжились лишь в военной области.Так был создан свой – машинный язык для маркировки и последующей идентификации объектов – язык штриховых кодов. Штриховое кодирование в последствии быстро и надолго захватило мир торговли и производства, транспорта и медицины.
Штриховое кодирование – самая известная из всех технологий автоматической идентификации.
Практическое применение идея штрихового кодирования получила с развитием электронно-вычислительной техники.
Одной из первых отраслей, широко применившей штриховое кодирование, стала пищевая промышленность. Вслед за пищевиками активно подключились и другие отрасли. Это дало заметный положительный эффект. Резко повысилась производительность труда, уменьшились затраты, и соответственно значительно увеличилась прибыль компаний.
Сейчас штриховой код наносится на большую часть выпускаемой продукции, что крайне важно для эффективного развития бизнеса. Инициатива по разработке и внедрению данной технологии в мировом масштабе исходила уже от крупных складских операторов и производителей, работающих с большим товарным ассортиментом.
Современные системы считывания используют световой или лазерный пучок размером 0,25 см и имеют очень высокую степень защиты от ошибок (вероятность неправильного считывания составляет 1:1 млн).
В 1952 г. инженеры Норманн Вудлэнд и Бернард Силвер запатентовали новую технологию – она позволяла кассиру автоматически считывать данные о товаре. Тем не менее первый действующий образец сканера удалось создать только через семь лет. Возможность быстрого получения полной информации о товаре была неоценима для развивающейся электронной торговли, были очевидны и другие преимущества (ускорение расчетов и т.д.).
Первый товар, помеченный штрих-кодом, был продан 26 июня 1974 г. в супермаркете города Кенвуд в штате Огайо  –  большая упаковка жвачки Wrigley’s.
Штриховой код ean/upc был разработан в США. В сентябре 1999 г. Национальный музей американской истории торжественно отметил 25-летие универсального штрихового кода (Uniform Product Code – UPC).
        В декабре 1972 г. 100 американских производственных фирм и 84 торговые компании организовали совместный совет UGPCC для присвоения уникальных товарных номеров и нанесения их на упаковку американских товаров в виде штрихового кода upc. В сентябре 1974 г. был образован Общеамериканский Совет по Единому Коду – Uniform Code Council (UCC). UCC до настоящего времени присваивает штриховые коды upc американским товарам. Длина кода – двенадцать цифр, поэтому он известен под наименованием UPC-12.
        Исторически сложилось так, что в торговле наиболее часто используется код ean/upc. Первоначально была разработана американская система UPC, содержащая в себе для кодировки товара 12 цифр, и она обрела такую популярность, что на неё обратили внимание и Европейские страны. К сожалению весь диапазон цифр был занят для кодирования товаров США и Канады, а товары и фирмы монопольно регистрировались в США.
         Перед разработчиками европейской кодировки ean-13 встала серьёзная задача расширить диапазон кодов и сделать независимую от США систему регистрации, обеспечив максимальную совместимость с кодировкой ups, в результате решения которой был найден способ кодирования 13-ой цифры, первой по счёту (она обычно указывается
арабской цифрой слева от штрих кода) с помощью 12 цифровых шаблонов, так же как и в ups. При этом в кодировке ean-13 удалось сохранить совместимость, а upc стал подмножеством кодировки ean-13 с первой цифрой 0.
        В 1977 г. в Брюсселе была образована Европейская Ассоциация товарной нумерации (European Article Numbering – EAN), которая вскоре стала международной – EAN International. Международная Ассоциация EAN является некоммерческой и неправительственной организацией.
        Для кодирования товаров в международном масштабе была принята символика штрихового кода ups. Однако длина кода товара была увеличена до тринадцати цифр. Таким образом, в EAN International используется для кодирования товаров 13-разрядный код ean-13. Номер товара ean-13 уникален в международном масштабе. Свыше 900 тыс. компаний всех стран мира кодируют свою продукцию штриховыми кодами ean/upc.
 
Яндекс.Метрика
WWW.AKOD.RU Тел. +7(495)220-13-57 e-mail: akod.ru@yandex.ru
Назад к содержимому | Назад к главному меню